Риск – ориентированный подход при организации государственного земельного надзора в Пермском крае

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

обратиться

perm@ombudsmanbiz.ru +7(342)237-55-04

614000, г. Пермь, ул. Советская, д. 64, каб. 1, 2, 3, 5

Риск – ориентированный подход при организации государственного земельного надзора в Пермском крае

0

Начиная с августа 2017 года, Росреестр при проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяет в практической работе риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Применение Управлением Росреестра по Пермскому краю данного подхода позволило снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса Прикамья при контрольных и надзорных мероприятиях, повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

За первое полугодие 2018 года госземинспекторами Управления проведено 62 плановые и внеплановые проверки по земельным участкам, отнесенным к низкой категории риска, 4 плановые и внеплановые проверки по земельным участкам, отнесенным к средней категории риска. Всего в ходе проведенных проверок выявлено 28 нарушений требований земельного законодательства, нарушители привлечены к административной ответственности, им выданы предписания по устранению нарушений.

Что это значит?

Земельным участкам присваивают категорию среднего или умеренного риска. От этого будет зависеть периодичность проведения плановых проверок, сроки их проведения.

Установлены критерии и процедура отнесения участков к определенной категории риска, порядок изменения присвоенной категории. В частности, к категории среднего риска относятся участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, для гаражного или жилищного строительства. Срок проведения плановых проверок использования участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Основные преимущества риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности:

Во-первых: активное использование методов оценки риска позволяет достигнуть снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности и, в тоже время, повысить уровень эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти;

Во-вторых: использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг;

В-третьих: внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям позволяет существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях;

В-четвертых: введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат не все субъекты;

В-пятых: переход к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия позволит передать подконтрольные субъекты с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.

Для определения необходимости проведения внеплановых проверок применяют индикаторы риска. Их четыре:

  1. Несоответствие площади земельного участка, используемой юрлицами или индивидуальными предпринимателями, определенной в результате проведения мероприятий без взаимодействия с землепользователями, площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
  2. Отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка, определенной без взаимодействия с юрлицами или индивидуальными предпринимателями, характерной точке, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
  3. Несоответствие использования земельного участка, выявленное в результате проведения мероприятий без взаимодействия с юрлицами или индивидуальными предпринимателями, целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и виду разрешенного использования, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
  4. Отсутствие объекта капитального строительства, ведения строительных работ связанных с возведением капитальных строений на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, выявленное по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицами или индивидуальными предпринимателями, в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законодательством.

Управлением Росреестра по Пермскому краю при проведении административных обследований земельных участков учитываются данные индикаторы риска, отражаются в акте обследования и в распоряжении о проведении внеплановой проверки дополнительно к главному основанию – акту обследования.

Для сведения: Применение риск-ориентированного подхода предусмотрено ч. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 10 Перечня (утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806), постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.

Поделиться.