Бизнес-омбудсмен провел рабочее совещание по вопросу внедрения медиации в налоговые правоотношения

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

обратиться

perm@ombudsmanbiz.ru +7(342)237-55-50

614000, г. Пермь, ул. Советская, д. 64, каб. 1, 2, 3

Бизнес-омбудсмен провел рабочее совещание по вопросу внедрения медиации в налоговые правоотношения

0

Сегодня бизнес-омбудсмен Прикамья Павел Новоселов провел рабочее совещание по вопросу необходимости и правовых возможностей внедрения инструментов медиативного урегулирования споров, возникающих между налоговыми органами и налогоплательщиками-субъектами предпринимательской деятельности.

На мероприятии присутствовали медиаторы, финансовые эксперты и практикующие юристы:

Арзютова Надежда – генеральный директор консалтинговой компании «Эксперт Финанс»; Беляев Александр — аудитор, эксперт в сфере налогообложения; Городилов Михаил – декан экономического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой учета, аудита и экономического анализа, д.э.н; Нигматуллин Фидарис – общественный помощник Уполномоченного  в сфере урегулирования и разрешения конфликтов; Чурин Егор – генеральный директор ООО «Инвест-Аудит»; Яковлева Юлия – медиатор, член ассоциации «Лига Медиаторов».

Павел Новоселов начал рабочее совещание с приветствия собравшихся. Уведомил их о последних тенденциях работы налоговых органов. Рассказал о том, что налоговыми органами в последнее время проводится огромное количество контрольно-аналитических мероприятий, в ходе которых сотрудники ФНС понуждают предпринимателей к уточнению своих налоговых обязательств и доначислению налоговых платежей. При этом, данными контрольно-аналитическими мероприятиями налоговые органы, зачастую, замещают проведение налоговых выездных проверок, количество которых год от года неуклонно снижается.

Вместе с тем, следует отметить, что в ходе контрольно-аналитической работы встречаются случаи, когда взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками по вопросам доначисления налоговых обязательств заходит в тупик из-за существующего расхождения позиций обеих сторон. При этом последнее слово всегда остается за налоговым органом, как наиболее сильным партнером.

При таких обстоятельствах встает вопрос о необходимости участия в разрешении споров третьей стороны, которая могла бы выступить своеобразным арбитром или примирителем для достижения максимально приемлемого решения, учитывающего интересы обеих сторон.

В качестве данной стороны Уполномоченным было предложено рассмотреть возможность привлечения профессиональных медиаторов.

Все эксперты согласились, что институт медиации в налоговых правоотношениях может иметь место, но его реализация в настоящих условиях крайне осложнена. Обозначили основные проблемы внедрения инструментов урегулирования споров, среди которых: отсутствие соответствующей нормативной базы в федеральном законодательстве, регулирующем налоговые правоотношения, а также во внутренних инструкциях и положениях налоговых органов; нежелание налоговых органов, как доминирующей стороны, идти на уступки налогоплательщику, а также учитывать его позицию.

Также, собравшиеся отметили, что практика осуществления подобной медиации практически отсутствует, а судебная практика разрешения споров с налоговыми органами в абсолютном большинстве случаев не на стороне налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности для внедрения института по урегулированию подобных споров.

Более того, эксперты сошлись во мнении, что институт медиации в налоговых взаимоотношениях будет существенно отличаться от подобного института, существующего для урегулирования судебных споров, что связано с рядом факторов, в том числе излишней формализации внутренних процедур налоговых органов.

В завершение рабочей встречи была обозначена необходимость привлечения в обсуждение представителей ФНС, а также формирования предложений о возможности изменения действующего федерального законодательства, регулирующего правовые основы существования медиации в Российской Федерации.

Поделиться.